Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой

РЕВОЛЮЦИЯ ВЕЩИ

Дарья Елистратова: Сам по себе паркет в инсталляции The Entire Earth Behind — не нарративная вещь. Он не рассказывает нам никакой истории и не открывает «смыслов». Паркет — это, скорее, застывшее визуальное размышление, он заставляет нас включить другую механику понимания увиденного: не умственную, а чувственную. Мой главный совет — остановится и пофантазировать. Представить эту вещь в движении, как текучая масса расползается по комнате. Ответы на вопросы вроде «Почему паркет так себя ведет?» или «Что с ним происходит?» важно не искать у кураторов или экспликаций, а попытаться найти самостоятельно. Это путь самостоятельного внутреннего толкования непонятных вещей — по сути это то, чем и занимаются кураторы в своей работе (смеется).

В этом случае мы смотрим на стоп-кадр процесса, в котором неживой объект, который по всем известным нам законам предметного мира должен располагаться на полу, невероятным образом оказывается зависшим в воздухе. Однако, если задуматься: кто придумал, что сложенные елочкой дощечки — это паркет, и что паркет — это вещь с одной понятной функцией — быть полом? Паркет, который делает Ника — это паркет, который отрицает ту единственную и простую функцию, которой его наделил человек. Он сопротивляется всем законам и вздымается в протесте против навязанных правил. Получается, что паркет Нееловой — это революция объектного мира против созданного человеком порядка. Таким образом неживая вещь переходит в категорию живых и мыслящих, она наделяется субъективностью и призывает критически воспринимать все объективные правила, которые создало человечество, чтобы облегчить свое существование. Ведь все они — нематериальный дизайн общества, что-то, что призвано сделать сосуществование людей удобным и понятным.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *